Свод обычаев

СВОД ОБЫЧАЕВ МОРСКОГО ПОРТА ВЫБОРГ

1. Общие положения.

1.1. Свод обычаев Морского порта Выборг (далее – «Свод обычаев») основывается на

— Федеральном законе Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

— Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации,

— «Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним»,

— Гражданском Кодексе Российской Федерации,

— «Обязательных постановлениях морской администрации портов Выборг и Высоцк»,

— международной практике работы морских торговых портов и стивидорных компаний.

1.2. Свод обычаев определяет производственный режим работы, условия и порядок судозахода в порт, особенности обработки судов и грузов, порядок оказания услуг, устанавливает требования к участникам транспортного процесса и другие положения, касающиеся обслуживания судов, операций с грузами и других услуг, оказываемых в порту.

1.3. Положения настоящего Свода обычаев являются обязательными для всех работников Оператора морского терминала, грузовладельцев, предъявляющих груз к перевозке, а также для судовладельцев и владельцев транспортных средств, погрузка или выгрузка которых осуществляется в морском порту Выборг.
Оператор морского терминала — транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.

1.4. Обработка транспортных средств производится на основании договоров с Клиентами. Договоры могут предусматривать иные условия, не предусмотренные Сводом обычаев или отличные от них, в том числе условия, определяющие взаимную ответственность сторон за невыполнение обязательств по подаче, обработке и обслуживанию транспортных средств. В этих случаях применяются условия договоров.

1.5. Функции портовых властей осуществляет ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» (ФГУ «АМП «БП СПб»).

1.6. ФГУ «АМП «БП СПб» на акватории порта осуществляет государственный надзор за безопасностью плавания всех судов и плавучих средств, за соблюдением национального законодательства и международных договоров в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, предупреждения загрязнения окружающей природной среды, а также организует управление движением судов, информационное, радиолокационное, лоцманское, буксирное и ледокольное обеспечение мореплавания, выполняет иные функции в соответствии с требованиями международных договоров и действующего законодательства Российской Федерации.

1.7. Границы территории и акватории морского порта Выборг, порядок плавания, входа и выхода судов, стоянки судов в порту, а также правила, устанавливающие меры по обеспечению безопасности и сохранности сооружений на территории порта определены в «Обязательных постановлениях морской администрации портов Выборг и Высоцк».

1.8. Морской порт Выборг доступен для:
— судов длиной до 135 м и осадкой до 6,5 м в светлое время суток;
— судов длиной до 125 м и осадкой до 6,0 м. в темное время суток

В зависимости от уровня воды вход судов в порт и выход судов из порта, параметры которых превышают указанные, производится по специальному согласованию с капитаном порта.

2. Режим рабочего времени.

2.1. Порт открыт для захода судов круглый год. Днем открытия, а также закрытия зимней навигации считается день, официально объявленный распоряжением капитана порта Выборг.

2.2. Порядок и условия необходимой в период зимней навигации ледокольной проводки судов в порт (из порта) определяет ФГУ «АМП «БП СПб».

2.3. Грузовые операции производятся круглосуточно, без выходных и праздничных дней, за исключением перерыва в работе:
— с 20.00 часов 31 декабря до 20.00 часов 01 января.

2.4. Рабочее время административно-управленческого персонала и вспомогательных служб — с 08.00 до 17.00 часов, исключая субботние, воскресные и официальные праздничные дни, установленные законодательством РФ.

2.5. Прием судов в порт под обработку, стоянку и другие операции производится только с предварительного согласования, после письменного подтверждения Оператора морского терминала о приеме.

2.6. Порядок обязательной лоцманской проводки судна в порт (из порта), при перестановке судна от причала к причалу, производимой по установленным нормам времени и ставкам лоцманского сбора, определяется «Обязательными постановлениями морской администрации портов Выборг и Высоцк».

3. Предоставляемые услуги.

3.1. В морском порту Выборг, в пределах отведенной ему территории и акватории, предоставляются работы и услуги включающие:

3.1.1. Услуги по перегрузке, складированию и хранению грузов:
— погрузочно-разгрузочные работы (включая работы, проводимые под руководством судовой администрации, штивку, сепарирование, крепление/раскрепление груза, за исключением грузов на палубе судна, также сухую зачистку трюмов и твиндеков «под лопату» после выгрузки) заходящих судов в порт, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку на морской/речной транспорт грузов с других видов  транспорта и обратно, перегрузку наливных, негабаритных и тяжеловесных грузов;
— выгрузка судов с рефрижераторными грузами, продовольственными грузами, зерном насыпью и другими грузами, не подлежащими хранению в порту, производится: полностью по прямому варианту;
— опасные грузы перерабатываются портом по правилам ИМКО, МОПОГ по предварительному согласованию с портом.  Завоз грузов в порт производится по подтверждению  порта.

3.1.2. Обслуживание судов и других транспортных средств:
— перевозка грузов;
— маневровые работы на акватории, находящейся под юрисдикцией ФГУ «АМП «БП СПб»;
— морская буксировка судов и иных плавучих объектов;
— предоставление буксиров для обслуживания судов на рейде;
— предоставление буксиров для производства швартовых операций;
— бункеровка топливом;
— снятие хоз.фекальных и льяльных вод;
— предоставление лоцманских услуг;
— прием к обработке судов, вагонов, автомобилей;
— шипчандлерское обслуживание судов.

Читайте также  Выборг: памятники и поиск идентичности

3.1.3. Организационно-хозяйственные услуги:
— предоставление энергоснабжения судам, стоящим у причалов; водоснабжение; обеспечение пропускного режима и сохранности грузов.

3.2. Все услуги по погрузке-выгрузке, складированию, хранению и экспедированию грузов оказываются Оператором морского терминала на основании договоров с клиентами, либо на основании письменных заявок, адресованных Оператору морского терминала и содержащих все существенные условия договора.

4. Особенности обработки судов.

4.1.1. Оператор морского терминала принимает под обработку суда с грузами, по которым было дано подтверждение под обработку.
Под «обработкой судна» в настоящем Своде обычаев понимается весь комплекс услуг, оказываемый судну Оператором морского терминала.

4.1.2. Прием судов под обработку осуществляется в соответствии с месячными графиками подачи флота, составляемыми Оператором морского терминала на основании заявок клиентов, поданных не позднее 20-го числа предпланового месяца, и определяющими очередность и ориентировочные сроки обработки судов.

4.1.3. По просьбе клиента к обработке может быть принято внеочередное судно с грузами, требующими выгрузки в связи с угрозой потери качества. Условия обработки такого судна, в том числе условия оплаты подлежащих выполнению работ, а также дополнительных расходов Оператора морского терминала, связанных с внеочередной обработкой таких судов (грузов), предварительно согласовываются с клиентом.

4.1.4. Грузовые операции производятся в рабочие погожие дни.
Нормы обработки судов 5-ой группы по номенклатуре грузов указываются в договорах с клиентами. Для нормирования погрузочно-разгрузочных работ применяются следующие коэффициенты:
— для судов 3-ей группы – 0,65;
— для судов 4-ой группы – 0,66;
— для судов 6-ой и 7-ой групп – 0,86.
Классификация судов для нормирования погрузочно-разгрузочных работ утверждена Приказом Министерства морского флота СССР № 4 от 06.01.1989г. «Об организации обработки и обслуживания сухогрузного флота в морских портах и портовых пунктах Минморфлота СССР».

4.2. Информация о подходе судна.

4.2.1. О планируемом прибытии заявленного судна в порт капитан судна или его агент обязаны представить Оператору морского терминала информацию за 10 суток и уточненную за 72, 24, 12 и 4 часа до ожидаемого времени прихода судна в порт с указанием: судовладельца, фрахтователя, агентской фирмы, уточненного времени прибытия к кромке льда, лоцманской станции (приемному бую), осадки судна на приход и предварительной осадки на отход, каргоплана (при приходе в порт под выгрузку), полной информации о наличии грузовых документов, потребности в топливе, воде, других видах снабжения, услугах, а  также   отсутствия   санитарных   и   других   ограничений, препятствующих готовности судна к обработке и другую информацию о судне и грузе, в том числе опасном, обеспечивающую нормальную обработку судна в порту.
По судам, приходящим в порт на догрузку, капитан или его агент обязаны предоставить следующую дополнительную информацию:
— количество погруженного груза в предыдущих портах погрузки, схему расположения и крепления погруженного груза в трюмах, наличие свободных трюмов.
Оператор морского терминала в обязательном порядке, в каждом конкретном случае, подтверждает прием такого судна под обработку.

4.2.2. О всяких задержках в пути, могущих вызвать опоздание судна против указанных сроков предполагаемого прибытия, капитан обязан немедленно известить порт через агента, а новые даты приема судна согласовать дополнительно. В противном случае, а также в случае отсутствия информации, и представления капитаном судна несвоевременной или неправильной информации Оператор морского терминала составляет за собой право не принимать судно под обработку в ранее подтвержденные сроки.

4.2.3. Если время перехода судна в порт менее 72-х часов, информация предоставляется в течение 1 часа после отхода судна из последнего порта или пункта.

4.2.4. Оператор морского терминала подтверждает получение информации и сообщает капитану судна через агента условия и предполагаемую дату постановки судна к причалу.

4.3. Учет стояночного времени.

4.3.1. Под стояночным временем судна понимается все время нахождения судна в порту с момента прихода его в порт (окончания швартовки к причалу или постановки на якорь по указанию порта) после получения свободной практики, до момента выхода его из порта (начала отшвартовки от причала или съемки с якоря).

4.3.2. Для учета стояночного времени, фактически затраченного судном в порту, судно совместно с Оператором морского терминала ведет  учетную карточку обработки судна.
Если судно выгружается, а затем, загружается, то учетная карточка составляется отдельно для выгрузки и погрузки.
Стейтмент составляется на основании учетной карточки обработки судна и  подписывается капитаном судна (агентом) и представителями Оператора морского терминала. Подписание сторонами стейтмента не должно задерживать отход судна. Записи в стейтменте изменениям не подлежат, и ни одна из сторон не вправе отказаться от его подписания. При наличии разногласий сторона, имеющая возражения, делает перед своей подписью соответствующую оговорку.
Стейтмент является единственным документом учета стояночного времени судна.
В случае отказа администрации судна (агента) от подписания стейтмента, претензии судовладельца, фрахтователя по оплате демереджа Оператором морского терминала не принимаются.

4.3.3. В стейтменте в хронологическом порядке фиксируются в часах и минутах производственные операции с момента прибытия судна в порт и до окончания всех операций, производимых Оператором морского терминала, а также все задержки в обработке, вызвавшие прерывание сталийного времени судна, с указанием их продолжительности и оформленных в необходимых случаях актами.

Читайте также  Технические параметры

4.3.4. Стояночное время нахождения судна в порту, не связанное с грузовыми и вспомогательными операциями, определяется по акту учета стояночного времени судна. Данное время подлежит оплате судовладельцем в соответствии с условиями договоров, по тарифам, предусматривающим покрытие расходов порта по содержанию инфраструктуры.

4.4. Готовность судна к обработке.

4.4.1.  Нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке капитан обязан вручить в официально установленные в порту рабочие часы, указанные в п.2.4. настоящего Свода обычаев, после получения судном свободной практики (после оформления прихода, таможенного и санитарного досмотра), а также после окончания выгрузки в том случае, если судно переходит под погрузку.

4.4.2. Грузовые помещения судна в соответствии с нотисом должны быть к началу погрузки полностью зачищены и обеспечены всем необходимым оборудованием для погрузки данного груза.
Судно считается готовым к грузовым операциям при выполнении следующих условий:
постановки судна к причалу; готовности трюмов и палубы, всех грузовых средств и люков судна (включая их открытие и подготовку для производства погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с действующими нормативами и техническими возможностями), освещения мест производства работ (в трюмах, на палубе, у борта судна) в соответствии с требованиями пожарной инспекции и правилами безопасности труда в морских портах;
по навалочным и насыпным грузам, кроме того, наличие четкой грузовой марки по миделю и легко читаемой шкалы углублений, позволяющих определить количество погруженного груза по осадке; отсутствии балластных вод или наличии их количества, которое может быть принято судовыми средствами без перерыва погрузки; готовности трюмов под конкретный груз.

4.4.3. Нотис о готовности судна принимается при условии фактической готовности судна к погрузке или выгрузке данного груза на все трюма судна, подлежащие обработке в данном порту, наличия полного комплекта грузовых документов, а также выполнении таможенных, карантинных, санитарных и др. формальностей. В случае, если судно по каким-либо причинам не готово в соответствии с требованиями Оператора морского терминала к безопасному производству грузовых работ, оформляется «Акт готовности судна к безопасному производству грузовых работ» подписанный представителями Оператора морского терминала и судна.

4.4.4. В необходимых случаях готовность трюмов к погрузке/выгрузке груза должна быть подтверждена соответствующей инспекцией (комиссией, сюрвейером). Представитель Оператора морского терминала делает соответствующую отметку на нотисе капитана после проверки готовности трюмов не позднее, чем через 30 минут после его получения.

4.5. Порядок исчисления сталийного времени.

4.5.1. Под сталийным временем понимается рабочее время, полагающееся Оператору морского терминала по нормам договора на выгрузку или погрузку груза, включая сепарирование, обычное крепление-раскрепление и штивку грузов, кроме лесных; открытие-закрытие и перекрытие грузовых люков;
оформление документов на выгруженный/погруженный груз; сухую зачистку и  уборку грузовых помещений «под лопату» после выгрузки; швартовые работы в связи с производством грузовых  работ с учетом специализации  причалов порта.
В  случае  необходимости  специального крепления-раскрепления грузов по требованию судна, применения особо трудоемких  подготовительных операций при выгрузке груза в связи с его состоянием (взрывные работы, полное киркование, пневмо-рыхление, перетаривание, выборка подмоченных и нарушенных мест), при перегрузке ядовитых и огнеопасных грузов с применением противогазов и т.п. Оператору морского терминала предоставляется дополнительное время, учитываемое по фактически затраченному времени на выполнение таких работ, которое добавляется к сталийному времени.

Специальным креплением считается крепление, требующее производства работ по подкреплению палубы, устройству кильблоков, специальных вымосток или сварочных работ, исполняемых по чертежам конструкторских бюро или др. уполномоченных организаций.

Специальным раскреплением считается раскрепление, требующее производства особо трудоемких дополнительных операций с применением сварочных работ.

Бункеровка топливом и водоснабжение судна не включается в сталийное время.

4.5.2. Сталийное время определяется делением массы (количества) груза в тоннах (м.куб., штуках) на норму погрузки-выгрузки груза на судно определенной классификационной группы в рабочих погожих сутках.
При погрузке груза на судно с различной нормой масса соответствующего груза делится на установленную норму в рабочих погожих сутках.
В случае погрузки-выгрузки грузов не во все грузовые помещения установленная норма умножается на количество предъявленных  грузовых люков и делится на все количество грузовых люков на судне.
К сталийному времени на производство грузовых работ прибавляется время на выполнение вспомогательных операций, не совмещаемых с производством грузовых работ.

4.5.3. Если иное не предусмотрено в договоре:
— воскресные дни и дни официальных праздников, а также время после 15.00 субботних и предпраздничных дней и до 08.00 понедельников и дней, следующих после праздничных дней, не считаются сталийным временем независимо от того, производилась обработка судна или нет;
— счет сталийного времени начинается с 17 часов дня, если нотис о готовности судна к грузовым операциям вручен капитаном до 12 часов, и с 08.00 часов утра следующего рабочего дня, если нотис вручен после 12 часов дня.

4.5.4. Счет сталийного времени прерывается в случае, когда грузовые работы и вспомогательные операции, учтенные в сталийном времени, не могут выполняться вследствие воздействия непогоды (осадки, мороз, жара, сильный ветер, забастовки и другие форс-мажорные обстоятельства, и их последствия), а также вследствие наступления обстоятельств, предусмотренных Правилами внутреннего трудового распорядка; по вине судовой администрации, фрахтователя, грузовладельца; при отсутствии железнодорожных вагонов по грузам, перегружаемым только по прямому варианту, в том случае, если портом вагоны заявлены в полном объеме, а также при отсутствии иного транспорта по грузам, перегружаемым только по прямому варианту.

Читайте также  О компании

4.5.5. Время, фактически затраченное на работы, связанные с выгрузкой груза из локеров, диптанков и других помещений, неприспособленных для нормальной работы людей и механизмов, а также выгрузка некондиционных грузов и грузов в дефектной таре добавляется к сталийному.

4.5.6. Оператор морского терминала не несет ответственность за стояночное время судна, прибывшего под обработку без предварительного согласования с Оператором морского терминала или не подтвержденного им к обработке.

4.6. Обязанности судна.

4.6.1. Судно обязано по требованию Оператора морского терминала принимать или сдавать груз круглосуточно, а также в выходные и праздничные дни, предоставляя безвозмездно пар, электроэнергию, лебедки, стропы, краны, освещение и другие приспособления, необходимые для обеспечения погрузки или выгрузки груза.

Прием и сдача грузов производится у борта судна:
генеральных грузов: в районе вылета стрелы портового крана или судовых грузовых устройств с обязательным оформлением обоюдно подписанной тальманской расписки на каждый «подъем» груза. В случае, если судно не выставляет своих тальманов, принимается счет тальманов Оператора морского терминала, при этом грузовые документы, выполненные на основании счета Оператора морского терминала, подписываются капитаном без оговорок:

навалочных и насыпных грузов: перегружаемых через склад — по акту осадки судна / акту независимого сюрвейера; перегружаемых по прямому варианту — по весу, указанному в транспортной накладной.

Внесение изменений в тальманские расписки допускается только по обоюдному согласию сторон с соответствующим подтверждением подписями тальманов и судна. Тальманские расписки, в которые внесены изменения без согласования сторон или выполненные судном в одностороннем порядке, недействительны.
Судно обязано обеспечить выдачу груза поконосаментно. Дополнительные расходы, связанные с выгрузкой поконосаментно засортированных грузов, относятся на счет судна.

4.6.2. Во время перерывов в погрузке или выгрузке любых грузов, а также в случае непогоды судно производит закрытие и открытие трюмов. В случае использования береговых кранов Оператора морского терминала оплата расходов относится на счет судна.

4.6.3. Стоимость простоя рабочей силы, произошедшего по причинам, зависящим от судна (неисправность грузовых средств судна, отсутствие пара, освещения, приостановка грузовых работ по просьбе или вине администрации судна и т.п.) оплачивается судном по действующим в порту на день простоя соответствующим ставкам, а время, потерянное по этим причинам для грузовых операций, исключается из сталийного.

4.6.4. Первая перешвартовка судна в порту, связанная с погрузкой-выгрузкой и обслуживанием судна, производится за счет судна во всех случаях. Перешвартовка от причала выгрузки к причалу погрузки, а также вызванная композитной загрузкой судна и специализацией причалов Оператора морского терминала производится за счет судна. В остальных случаях перестановка судна производится за счет стороны, ее заказавшей.

4.6.5. В случае задержки судна после выполнения Оператором морского терминала и портовыми властями всех операций, капитан судна обязан по требованию Оператора морского терминала, переданному на судно, к указанному сроку освободить причал во избежание задержки обработки других судов и перешвартоваться на другой причал либо встать на рейд. Стоимость работы буксиров, лоцманов относится на счет судна (судовладельца). В случае несвоевременного освобождения причала по вине судна капитан судна (судовладелец) несет ответственность перед Оператором морского терминала за простой очередного судна в размере стоимости его содержания на стоянке за всё время ожидания постановки к причалу и простой других транспортных средств (вагонов, а/транспорта), простаивающих в ожидании очередного судна.

4.6.6. Дополнительные расходы, связанные с выгрузкой груза из локеров, диптанков и других помещений, неприспособленных для нормальной работы людей и механизмов, а также выгрузка некондиционных грузов и грузов в дефектной таре, относятся на счет судна.

4.7. Ответственность за размещение грузов на судне.

4.7.1. Размещение грузов на судне производится по грузовому плану, составленному капитаном судна и согласованному Оператором морского терминала.
Администрация судна несет ответственность за правильное размещение, укладку, штивку, крепление, сепарирование и сохранность груза в грузовых помещениях судна.
Администрации судна предоставляется право приостанавливать погрузку/выгрузку до устранения выявленных нарушений. Претензии, заявленные после окончания рабочей смены, в течение которой произошло нарушение — не принимаются.
Судовладелец несет ответственность за сепарирование коносаментных партий груза и качество сепарации. Если эти условия не выполняются, то все расходы, связанные с рассортировкой груза при выгрузке, несет судовладелец.

4.7.2. Погрузка груза на палубу производится по письменной заявке клиента.

4.7.3. Погрузка соответствующего груза осуществляется только при наличии на судне нормативных документов по безопасности перевозки грузов морем. Обеспечение судов нормативной документацией является обязанностью судовладельца.

4.7.4. Оператор морского терминала несет ответственность перед судовладельцем за повреждение судна, произошедшее по вине Оператора морского терминала, подтвержденное актом, составленным с обязательным участием представителя Оператора морского терминала в течение рабочей смены, во время которой произошло повреждение, но не позднее отхода судна из порта. Возмещение ущерба от указанных повреждений производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Новая редакция утверждена приказом
Генерального директора
№ 48 от 21.06.12.